Как работать в школе с детьми аутистами

Как работать в школе с детьми аутистами

Особенности обучения детей-аутистов.

Детский аутизм – это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. Другая особенность – стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивление малейшим попыткам что-либо изменить в окружающем его мире. Детский аутизм – это первазивное нарушение психического развития, то есть нарушение, которое захватывает все стороны жизни – сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром его познания. При этом характерно, что наибольшие трудности такого ребенка связаны даже не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это достаточно трудно), а с их практическим использованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя именно во взаимодействии с людьми.

Помочь такому ребенку трудно. Эти дети нуждаются в специальной педагогической и психологической помощи. Знание особенностей аутичных детей помогает учителю включить их в педагогический процесс. Плохо то, что такие дети в нашей школе появились недавно, и мы мало что знали об их особенностях. Приходится постоянно самим искать материалы об особенностях таких детей и о педагогических приемах.

Но даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. В работе с такими детьми нам помогает практическая консультация психолога с рекомендациями непосредственного поведения учителя во время учебного процесса. Конечно, многое не удавалось в работе, было очень сложно, непонятно при овладении отдельных учебных приемов.

Часто ребенок-аутист отказывается выполнять то или иное действие, потому что предмет, о котором идет речь, связан в его подсознании с каким-то неприятным событием. У аутичных детей страх ассоциируется больше с неодушевленными объектами, чем с людьми. Единственный возможный выход из создавшейся ситуации – не идти наперекор ребенку, а понимать мотив его поступков.

Аутичный ребенок мыслит узко, конкретно, поэтому необходимо уважать образ мышления детей, а не пытаться их адаптировать к нашему представлению о действительности. Необходимо ребенку предлагать, а не навязывать.

В нашей школе в 6 классе есть одаренная аутичная девочка с высоким интеллектом. С этим ребенком много трудностей в организации поведения, но еще она предпочитает учиться по собственной логике и тому, чего она хочет, вне системы внедряемой педагогической технологией. Ученица с увлечением конструирует одежду для кукол, замечательно рисует, пишет стихи, сказки, фантастические рассказы. Но ей совсем не хочется читать произведения по программе, писать сочинения, изложения. В таких случаях помогает такой прием. Учитель читает произведение ученицы, а довольная девочка в это время пишет программные задания. А потом интересуется, понравился ли ее рассказ, и только потом спросит, всё ли у нее получилось с заданием учителя.

Наиболее важными занятиями для девочки-аутистки являются занятия по литературе. Хотя у нее свое  представление о предмете, и вопросы бывают самые разные, например: “Почему именно этих писателей мы изучаем?” Медленно, постепенно включается в урок, постигая логику жизни героев, осознавая сложность их внутреннего мира, неоднозначность внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Все это важно для таких учеников, так как способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое, развивает чувство юмора. А это очень важно для его эмоциональной стабилизации и для социализации.

 Учителям необходимо правильно организовать урок, следить за своим поведением, поступками, чтобы не создавать поведенческих проблем ученику. Так как это проявляется в его тревожности, в появлении жесткости в поведении, страхов, особых стереотипных движений, агрессии и самоагрессии. Когда начинается такое поведение у ученика, мы становимся бессильны, потому что в это время бесполезно что-либо запрещать ребенку, объяснять ему, что он ведет себя недопустимо – это все не помогает.

Новое знание ребенку в свете требования ФГОС необходимо давать в тот самый момент, когда он нуждается в нем. В этом случае ученик чаще получает возможность самостоятельно использовать усвоенное, может переносить навык в другой контекст.

Еще нужно учитывать неспособность аутичного ученика преодолевать трудности: при малейшем затруднении, неуверенности в успехе он отказывается от работы. В данном случае необходим педагогический прием: сначала учитель помогает ученику выполнить новое задание и создает у него впечатление успеха, убеждение, что это он уже умеет делать. Лишь после этого начинается работа, обучение новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что ребенок уже умеет делать.

Поэтому специальные стандарты образования детей с аутизмом должны оказать серьезную помощь учителям, стать частью государственных стандартов образования детей с ОВЗ и, соответственно, федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход отвечает декларации ООН о правах ребенка и Конституции РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное бесплатное среднее образование.

Список литературы:

  1. Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушением развития аутистического спектра (рабочие материалы) [Электронный ресурс] : Альманах института коррекционной педагогики [2014]. URL: http://almanah.ikprao.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo
  2. Ю.Эрц «Обучение детей с аутизмом». Выступление на конференции, посвященной проблемам обучения детей с аутизмом, г.Днепропетровск 16.06.2013.



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий