Пение сольное академическое

Пение сольное академическое

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 50»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ВОКАЛ АКАДЕМИЧЕСКИЙ»

Программа

по учебному предмету «Вокал академический»

(сольное пение)

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Кемерово 2019

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

— Сведения о затратах учебного времени;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цель и задачи учебного предмета;

— Структура программы учебного предмета;

— Методы обучения;

-Материально-технические условия

II. Содержание учебного предмета

Годовые требования по годам обучения

III. Требования к уровню подготовки учащихся

— Требования к уровню подготовки учащихся в первый год обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

VI. Список нотной и методической литературы

— Нотная литература

— Методическая литература

  1. Пояснительная записка

Характеристика предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Вокал академический (сольное пение)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств. Данная программа адаптирована к условиям преподавательского состава и контингента ДШИ№ 50.

Программа учебного предмета «Вокал академический (сольное пение)» для учащихся 6-7 лет в ДШИ ставит своей целью дать возможность желающим получить основы вокального и музыкального образования и приобрести профессиональные певческие навыки. Приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре, было и будет одной из важнейших задач деятельности музыкальных объединений в системе дополнительного образования детей.

В МБОУДО «Детская школа искусств № 50» каждому ребенку предоставлена возможность расширить свои знания в области музыкальной культуры.

Программа учебного предмета «Вокал академический» разработана на основе традиционной методики обучения в соответствии с действующими типовыми учебными планами.

Актуальность программы в том, что она создает условия необходимые для пересмотра подходов к процессу обучения. Создает оптимальные условия для выявления, развития, реализации творческого потенциала детей с различными способностями на всех этапах обучения.

Предлагаемая программа рассчитана на однолетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6-7 лет.

Срок реализации учебного предмета – «Вокал академический» для детей, поступающих в образовательное учреждение в возрасте 6-7 лет, составляет 1 год. Обучение осуществляется по полугодиям.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Вокал академический (сольное пение)» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий в первый год обучения составляет 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Вокал академический» при однолетнем сроке обучения составляет 132 часа. Из них: 66 часов – аудиторные занятия, 66 часов – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

Полугодия

1

2

Количество недель

15

18

33

Аудиторные занятия

30

36

66

Самостоятельная работа

30

36

66

Максимальная учебная нагрузка

60

72

132

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Недельная нагрузка по предмету «Вокал академический» составляет 2 часа в неделю. Форма проведения аудиторных занятий – индивидуальная: ученик – учитель. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.

Цели и задачи учебного предмета «Вокал академический»

Цели:

  • Развитие музыкально-творческих способностей учащихся,

  • Выявление наиболее одаренных детей в области вокального исполнительства.

  • Подготовка их к дальнейшему обучению в образовательном учреждении.

Задачи:

  • Развитие интереса к классической и современной музыке, музыкальному творчеству.

  • Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма.

  • Обучение навыкам самостоятельной работы.

  • Приобретение обучающимися опыта публичных выступлений.

  • Формирование у наиболее одаренных детей мотивации к продолжению профессионального обучения.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

— сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

— распределение учебного материала первого года обучения;

— требования к уровню подготовки учащихся;

— формы и методы контроля, система оценок,

— методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета, используются следующие методы обучения:

— Словесный (объяснение, разбор музыкального материала);

— Наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

— Практический (воспроизводящие и творческие упражнения, репетиционные занятия);

— Прослушивание записей, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

— Применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Вокал академический»

Для реализации программы учебного предмета «Вокал академический (сольное пение)» необходимы условия, которые включают в себя:

— Учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Вокал академический» с фортепиано.

— Концертный зал с концертным роялем или фортепиано.

— Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II.Содержание учебного предмета

Годовые требования

I полугодие

Введение в предмет.

Организационные вопросы.

Вводные занятия.

Здоровье и уход за голосом.

II.

Основы вокальной теории и практические навыки:

  1. Правильная установка корпуса при пении (правила пения, певческая установка).

  2. Элементарное представление о голосовом аппарате, о регистрах.

  3. Дыхание, типы дыхания (упражнения для выработки правильного певческого дыхания).

  4. Высота звука. Чистота интонирования.

  5. Динамические оттенки. Фразировка.

II полугодие

Вокальная работа.

  1. Пение вокальных упражнений. (Следить за тем, чтобы не было форсированного звука, не завышать сложность исполнения).

  2. Правильное формирование гласных звуков.

  3. Работа над метроритмическими упражнениями.

  4. Музыкальная грамота.

  5. Пение произведений.

IV.

Отчётность.

  1. Контрольные уроки.

  2. Контрольное прослушивание.

  3. Родительские собрания.

Требования первого года обучения содержат списки примерных вокальных произведений, которые можно использовать исходя из индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За год нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемами звукоизвлечения, познакомиться с динамическими оттенками и уметь применять их на практике. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

В течение первого и второго полугодия планируется ряд творческих показов, репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты.

За один год обучения учащийся должен освоить примерно 10 произведений разной сложности (включая попевки, скороговорки, ритмические упражнения).

Первый год обучения

I полугодие

  1. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения стоя.

  2. Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения.

  3. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного звука.

  4. Дикция, артикуляционный аппарат.

  5. Метроритм. Выработка ритмической устойчивости.

  6. Исполнительские задачи, развитие выразительности исполнения.

В конце первого полугодия, в качестве промежуточной аттестации проходит контрольный урок или прослушивание (зачёт), на котором обучающийся показывает 2 разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список

  1. Рус. нар. песня обр. П. Чайковского « Речка»

  2. Рус. нар. песня обр. В. Кикты «В темном лесе»

  3. Англ. нар. песня обр. А. Мофита «Про котят»

  4. Рус. Нар. Песня обр. А. Гречанинова «Дон-дон»

  5. М. Ройтерштейна «Про ежа»

  6. Б. Барток «Лиса»

  7. З. Компанеец «Первые ноты»

  8. В. Калинников «Киска»

  9. С. Бодренков «Маленькая песенка»

  10. А. Лядов «Зайчик»

  11. Р. Роджера «Звуки музыки»

  12. Е. Зарицкой «Светлячок»

  13. Г. Воронов «Летний вечер»

  14. А. Кудряшов «Что рисую маме»

  15. А. Филиппенко «А я бойкий паренек»

II-е полугодие

  1. Закрепление основных навыков певческой установки.

  2. Усовершенствование интонационных навыков при развитом фортепианном аккомпанементе. Точное интонирование диатонических ступеней Лада.

  3. Дыхание: различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля произведения.

  4. Звуковедение: преимущественно работа над legato.

  5. Метроритм: пунктирный ритм, синкопа.

  6. Исполнительские задачи, работа над нюансами.

  7. Понятия: куплет, фраза, мотив.

В конце второго полугодия, в качестве итоговой аттестации проходит контрольное прослушивание, на котором обучающийся показывает 2 разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список

  1. Рус. нар. песня Н. Римского-Корсакова «Ходила младешенька»

  2. Нем. нар. песня обр. В. Каратыгина «Весна»

  3. А. Аренский «Расскажи, мотылек»

  4. И. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

  5. Э. Григ «Детская песенка»

  6. А. Кудряшов «Веселый фломастер»

  7. С. Крупа-Шушарина «Лягушачий концерт»

  8. Франц. Нар. Песня обр. А. Колэ «Пастушья песня»

  9. А. Вихарева «Про осла»

  10. Г. Воронов «Ночь колдует»

  11. Г. Струве «Моя Россия»

  12. И. Хрисаниди «Улитка»

  13. О. Хромушин «Слон»

  14. О. Полякова «Будильник»

  15. А. Пахмутова «Жили-были»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

При желании учащихся обучаться в дальнейшем вокальным искусством, необходимо руководствоваться оценкой индивидуального овладения вокальными навыками ребенка на данном этапе. Следует учитывать текущую работу ученика на протяжении обучения.

Результатом освоения программы учебного предмета «Вокал академический» являются следующие знания, умения, навыки:

  • Наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, сольному пению.

  • Умение передавать характер и замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

  • Сформированные практические навыки исполнения.

  • Творческая самореализация учащихся, участие в конкурсах, концертах, школьных мероприятиях.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет следующие функции: а) обучающую; б) проверочную; в) воспитательную г) корректирующую. Цель аттестации – оценка качества реализации освоения программы по данному учебному предмету.

В программе обучения предмету «Вокал академический» используются следующие формы контроля успеваемости:

— текущая;

— промежуточная;

— итоговая.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

— систематичность;

— учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Форма текущего контроля:

— Работа на уроке в классе.

Форма промежуточного контроля:

— Контрольный урок или прослушивание в конце каждой четверти.

Форма итоговой аттестации:

— Контрольное прослушивание в конце года.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) — ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, интонационно чисто, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких интонационных недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) — программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Программа учебного предмета «Вокал академический» основана на следующих педагогических принципах:

  • Соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;

  • Комплексность решения задач обучения и воспитания;

  • Постоянство требований и систематическое повторение действий;

  • Единство развития личностной индивидуальности каждого ребенка;

  • Доступность используемого музыкального материала.

При реализации данной программы, необходимо учитывать психологические, физиологические и эмоциональные особенности детей младшего дошкольного возраста. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функцией.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями, что значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделить прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео- и аудиозаписях с последующим разбором.

Основные принципы подбора репертуара:

1.Художественная ценность произведения

2.Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

3.Решение учебных задач.

4.Доступность:

а) по содержанию,

б) по голосовым возможностям

5.Разнообразие:

а) по стилю

б) по содержанию

в) по сложности.

VI. Списки нотной и методической литературы

Нотная литература

  1. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении фортепиано. М Москва 1979г.

  2. Композиторы-классики детям. М. музыка 1963г.

  3. Струве Г.А. «Ступенька музыкальной грамотности» С-пб, 1997г.

  4. Струве Л. «Музыкальные ступеньки» Методика развития музыкальных способностей, певческого голоса у детей дошкольного возраста. М. 2001г.

  5. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ М. «Музыка» 1983г.

Методическая литература

  1. Дмитриева Л. «Основы вокальной методики» Москва 2000г.

  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-пб 2004г.

  3. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально игровых досугов детей. М. 2007г.

  4. Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль, «академия развития» 1997г.

  5. Орлова Т.М. «Учите детей петь» М. Просвещение 1987г.

  6. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. Прометей 1982г.

  7. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ Ростов-на-Дону, 2002г.

  8. Теория и методика музыкального образования детей; Научно-методическое пособие Л.В. Школяр, М.С Красильникова М. 1998г.

  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. 1947г.

  10. Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания» Санкт-Петербург 2000г.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий