Почему всем народам кубани нужно жить в мире и согласии

Почему всем народам кубани нужно жить в мире и согласии

Тема урока: «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

Цель урока: Познакомить с национальным составом Краснодарского края и его связью с историческим прошлым края.

Задачи урока:

Воспитательная — воспитывать подрастающее поколение в духе интернационализма и толерантности, уважения к культуре и музыке разных народов Кубани;

воспитывать любовь к родине, родному краю, уважение к людям Кубани, их традициям.

Образовательная — познакомить учащихся с культурой, традициями, музыкой, танцами народов проживающих на территории Кубани;

расширение общего кругозора учащихся, активизация интереса к истории и традициям кубанского края.

Развивающая — развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, развивать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, репродукция картины Квашура Г.Т. «Переселение черноморских казаков на Кубань», рисунки детей.

Музыкальный материал:

  1. Гимн Кубани.

  2. «Сиртаки» — греческий народный танец.

  3. Кубанский казачий хор « Ой-ся, ты, ой-ся…»

  4. Армянская народная песня.

  5. «Лезгинка» — грузинский народный танец.

  6. Адыгейский народный танец.

  7. «Гопак» — украинский народный танец.

  8. «Кубань-жемчужина России».

  9. Метроном (минута молчания)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Звучит гимн Кубани. Дети исполняют 1 куплет стоя. (Слайд 1)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

-Сегодня на уроке кубановедения мы будем говорить о самом главном сокровище края.

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Ответы детей).

Учитель:

— Верно. У нашего края есть три сокровища:

  1. Земля: горы и равнины;

  2. Вода: реки, родники, озёра и моря;

  3. Сокровище – это ЛЮДИ, их мастерство и свершения. (Слайд 2)

— Сегодня мы узнаем, какие народы жили и сейчас живут на территории Краснодарского края. Каковы особенности этих народов.

— Сегодня на Кубани в мире, дружбе и согласии живут люди 120 национальностей, различных по культуре, традициям, вероисповеданию. Каждый народ имеет свой язык, обычаи, традиции.

— Народы, каких национальностей проживают на Кубани сегодня? (Ответы детей) (Слайд №3).

Согласно переписи 2002 года, в Краснодарском крае проживают:

русские, армяне, азербайджанцы, турки, украинцы, цыгане, казаки, адыгейцы (адыги), а также близкородственные им кабардинцы и черкесы, белорусы, болгары, молдаване, курды, крымские татары, турки-месхетинцы и другие народы.

На территории края проживают один египтянин, один эллинос, один кержак, один эскимос.

Край является одним из самых густонаселенных регионов страны: здесь проживает 5068 тыс. человек или 3,4 % населения России.

Плотность населения составляет 66 человек на один квадратный метр и превышает средне — российский показатель в 8 раз.

Мы сегодня познакомимся с несколькими из них.

Я предлагаю оглянуться,

Всмотреться в дым и пыль веков …

  1. Изучение нового материала.

Человек начал осваивать эту территорию почти миллион лет назад.

  1. Знакомство с историей заселения края.

(Сообщения учащихся об истории заселения края) (Слайд №4)

В 7 веке до нашей эры в степях Причерноморья появились СКИФЫ (Слайд №5)– ираноязычные племена. Древние скифы не имели ни городов, ни укреплений. Они вели кочевой образ жизни. Главное занятие – скотоводство. Они приучали свою молодёжь к верховой езде с раннего детства, считая передвижение пешком большим позором. Особое внимание скифы придавали военному искусству. Скифскую конницу старались заполучить на службу многие правители. Но по окончанию военных набегов скифы возвращались на Кубань.

САРМАТЫ. (Слайд №6) Соседями скифов на востоке 6-5 в. До нашей эры были родственные им ираноязычные племена сарматов. Занимались сарматы в основном кочевым скотоводством. Племя следовало за своими стадами на повозках, к которым были прикреплены кибитки из войлока. Особое искусство сарматов – это изготовление шлемов и панцирей из сырой воловьей кожи. Жили в основном за счёт обложения данью земледельческих племён, а в последствии — греческих колоний.

МЕОТЫ. (Слайд №7) Меотские племена – это оседлое население. Своё название они получили от древнего названия Азовского моря — Меотида, что значит «море, которое мутнеет». Главное занятие меотов – это пашенное земледелие. Они выращивали даже лён, из которого шили одежду. Оседлые меотские племена занимались различными ремёслами, металлургическим и гончарным производством.

Благодатные природные условия Кубани, теплые моря, богатые земли, транзитные торговые пути с незапамятных времен влекли сюда людей.

ГРЕКИ. (Слайд №8) В 8-6в. до нашей эры на кубанских землях появись греческие колонии. с торговыми целями. Греки создавали свои поселения в местах проживания коренных племён с учётом установления торговых связей. Интерес греков вызывали продукты сельского хозяйства, ценные породы рыб, соль и лес. Союз греческих городов образовал единое государство под названием Боспорского царства, со столицей Понтикапей — ныне город Керчь.

Греческие поселения существуют на берегах Чёрного моря и до сих пор.

Учитель:

Живя веками в окружении скифов, меотов, сарматов – греки сохраняли свой язык, культуру, традиции, городской быт, хотя многое заимствовали у соседних племен.

Музыка с давних пор играла большую роль в жизни греков. Песни и танцы сопровождали жизнь греков с рождения и до самой смерти. В Афинах проходили художественные состязания – певцов-солистов, хоров, инструменталистов, поэтов. В Спарте все гимнастические игры сопровождались музыкой.

Мы сегодня познакомимся с греческим народным танцем «Сиртаки». «Сиртаки» — греческий народный танец. (музыкальный файл)

Обратите внимание на характерные особенности этого танца.

  1. Физминутка. (Танец «Сиртаки», видеофрагмент)

Учитель предлагает исполнить этот танец:

— Девочки выполняют движения на месте, сопровождая игрой на кастаньетах.

— Мальчики выходят к доске, положив руки на плечи друг другу, делают 4 приставных шага в право затем в лево (повторить несколько раз).

  1. Знакомство с культурой, традициями кавказских и славянских народов. (Слайд №9)

До переселения на Кубань казаков самым многочисленным народом здесь были адыги.

Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются

кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и другие племена.

Начиная с XIII века адыгов стали называть черкессами. (Сообщения учащихся об истории заселения края)2й12й

АДЫГИ – коренное население Кавказа со времён палеолита. Предки адыгов – меоты. Основное занятие адыгов – отгонное скотоводство. Особое место занимало коневодство. И по сей день высоко ценятся лошади кабардинской породы. Кроме того адыги были искусными мастерами-ремесленниками. Особого мастерства они достигли в изготовлении оружия. Оно было красочно изукрашено серебряной отделкой. Интересны обычаи этого народа. Такие как АТАЛЫЧЕСТВО, КУНАЧЕСТВО, ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ.

Адыгский народный танец. (Слайд №10)

— Как строго и в тоже время нарядно платье адыгской девушки. Тонкая ювелирная работа, серебряные застежки и поясок, золотое шитье и нарядная шапочка делают его просто великолепным.

— На характер музыки сказывается характер народа, особые черты его говора. Причудливая вьющаяся мелодия, яркие акценты и в тоже время легкая, плавная мелодия.

— Музыка кавказских народов разнообразна и вместе с тем имеет много общего.

— Назовите сходство между музыкой, движениями и костюмами армянского, азербайджанского, грузинского, адыгского, чеченского народов.

— Музыка кавказских народов ярка, эмоциональна, разнообразна, своими корнями она уходит в далекое прошлое.

— Армянское творчество очень древнее. Исторические события накладывали отпечаток на быт и нравы армянского народа.

Армянская песня чаще всего одноголосна, импровизационная, с обилием украшений, отражает темперамент и жизнелюбие народа. В сопровождении всегда звучат народные духовые инструменты это зурна или дудук. Ни одно произведение не обходится без сопровождения ударных инструментов.

Армянская народная песня (музыкальный файл) (Слайд №11)

Характерные особенности кавказской музыки: «острый ритм», яркие акценты. Важная роль отводится ударным инструментам.

«Лезгинка» — грузинский народный танец. (музыкальный файл)

(Слайд №12)

— «Лезгинка» — танец – соревнование, демонстрирует ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Исполняется как сольный мужской танец, так же в паре с женщиной.

Дети должны почувствовать стремительный, порывистый, бурный, страстный характер танца, передающий картину природы:

-страсть и стремительность горных рек;

-густоту лесов в горах;

-красоту высоких гор с вершинами покрытыми снегом.

-Сравните музыку и танцевальные движения этих народов.

Учитель

— Более двух веков назад на Таманский полуостров высадились черноморские казаки, и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. (Слайд №13)

— В 1792 г. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы.

— А кто такие казаки и откуда они пришли на Кубань? (репродукция картины Квашура Г.Т. «Переселение черноморских казаков на Кубань»).

— С какой целью они прибыли на Кубань?

— С чего начиналось освоение полученных в дар земель?

— Верно, ребята. Казаки строили жилища, занимались земледелием, рыболовством, скотоводством. При этом они оставались военными людьми, готовыми в любую минуту вскочить на коня и отправиться на защиту своей родины.

«Ойся, ты, ойся..»кубанский казачий хор. (музыкальный файл)

Казак как национальность

В Краснодарском крае казаки в ходе переписи населения учитываются как отдельная национальность.

На территории Кубани проживают и славянские народы. На уроках КУБАНОВЕДЕНИЯ мы уже знакомились с некоторыми из них.

— Назовите, какие народы входят в славянскую группу. Каждый год у нас проходит Фестиваль славянской культуры. (Русские, белорусы, украинцы…). (Слайд №14)

— Традиции, язык, быт, культура, костюмы, музыкальные инструменты, народные песни и танцы этих народов имеют много общего.

— Назовите черты характерные для музыки русского народа:

— певучая, плавная, распевная, мягкая, широкая, раздольная.

И конечно не обходится без веселых, задорных плясовых и шуточных мелодий и танцев.

Звучит украинский народный танец «Гопак» украинский народный танец (Слайд №15)

Гопак – (от слова «гоп» — восклицание во время танца). Веселый, удалой, задорный танец включает виртуозные танцевальные движения, прыжки, подскоки.

Сколько задора, душевной доброты, гостеприимства мы видим и в ярких вышитых костюмах, и в зажигательных движениях танца, и в широкой улыбке на радостных лицах кубанских казаков.

-Как много общего у этих народов и насколько они разные в своей культуре, традициях, быте. Но все они живут на территории Краснодарского края, на Кубани.

  1. Вечная память и слава героям Кубани, сражавшимся плечом к

плечу во время Великой Отечественной войны. (Слайд №16)

Учитель:

Много раз крепкую дружбу кубанских народов испытывали враги на прочность.

Во время Великой Отечественной войны все земляки Кубани, независимо от национальности, встали на защиту своей Родины.

Они были людьми разных национальностей, но все они, как один, стояли насмерть, защищая свою многонациональную Родину.

Среди них – маршал Баграмян, генерал Леселидзе, полковник Покрышкин, лейтенант Кудря.

Минута молчания в память павшим в ВОВ.(метроном)

  1. Итог урока.

— Люди каких национальностей проживают на территории Краснодарского края?

— Что нужно делать, чтобы жить в мире дружбе со всеми народами?

Нужно уважать традиции, быт, культуру других народов; помогать друг другу в трудную минуту.

По песням и танцам узнаешь кубанцев,

Светла их большая судьба.

И нету красивее края России,

Чем наша родная Кубань. (Слайд №17)

«Кубань-жемчужина России»- в исполнении детской группы Кубанского казачьего хора.

С уважением относитесь ко всем, кто живёт рядом с вами! (Слайд №18)

Культура каждого народа самобытна и оригинальна.

Старайтесь сохранить всё ценное, что осталось вам от ваших предков.

Пока жива людская память

И каждый день прошедший свят –

Жива история Кубани!



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий